Здравствуйте, уважаемый Евгений Олегович! С большим удовольствием прочитала Вашу книгу "Здоровье ребенка"... Кроме массы полезных сведений, хочется отметить легкость "повествования" и отменное чувство юмора. Честно говоря, мы все подустали от сухих "академических" надо-не надо, должен-не должен. В 101-й раз хочу задать вопрос про прикорм. В Вашей книге достаточно подробно и убедительно говорится о том, что прикорм (пюре и каши) надо начинать как можно позже, по-моему, при появлении первых зубов. С естественниками все понятно — там грудь до победного конца, т.е. до зубов, а вот что касается искусственников, к коим принадлежим и мы... Ведь искусственное есть искусственное, даже если оно высокоадаптированное, NAN, как у нас. Да, там есть все необходимые витамины и микроэлементы, но ведь если взрослого кормить одними витаминами в капсулах, то он если и проживет, то недолго, да и не мне Вам говорить, что есть, например, железо и железо — в яблоках оно одно, в говядине — другое. Я к чему все это: нисколько не сомневаясь в Вашей компетенции и доверяя Вам как врачу, все-таки читаю на других сайтах статьи, в которых дяденьки-академики именно для искусственников советуют ранний прикорм, при этом отмечая общую сейчас тенденцию давать прикорм как можно позже, в 4 месяца:)))). Да и наша тетя-доктор тоже говорит о том, что уже пора (нам 4 месяца), дескать, ребенку уже мало того, что в молоке, да и желудок надо приучать вырабатывать ферменты для переваривания "взрослой" пищи. Я очень прошу Вас взять на себя неблагодарный, но благородный труд объяснить мне (да и не только мне — имя нам легион, это точно) следующее: почему все-таки искусственникам рекомендуется раньше начинать давать прикорм, в чем разница, если хорошая смесь максимально приближена к материнскому молоку? как быть с "живыми" витаминами, или все витамины одинаковы и это очередная сказка для взрослых? Очень надеюсь на подробный ответ, потому как тема уж очень животрепещущая, да и мнений слишком много, часто диаметрально противоположных. Хочется убедительности, чтобы, проанализировав, выбрать что-то для себя правильное. Понятно, что есть родители — безусловные приверженцы раннего прикорма и, соответственно, есть те, кто и в год готов кормить только молоком, но подавляющее большинство таких, как я, у которых нет определенного мнения на этот счет, а от обилия мнений просто мозги закипают. Заранее спасибо за ответ, с уважением, Ира

 

опубликовано 17/12/2008 13:17
обновлено 08/02/2018
Переписка

Ира, здравствуйте! Ну что ж, давайте расставлять точки над "i" в 101-й раз (хотя, по моей почте, в 1001-й...). В чем философская суть питания — обеспечить организм всем необходимым для психической и физической деятельности, а применительно к детям — еще и роста-развития. Микро- и макроэлементы, витамины, разумеется, очень нужны, хотя основу питания составляют, тем не менее, не они, а пресловуто знаменитые белки, жиры и углеводы. Ученые профессора-академики в течение многих лет пытались определить, какое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов должен получать человек на определенных этапах своей жизни, чтоб это количество отвечало потребностям организма. Ответы на основные вопросы в этом направлении получены. Данные вполне достоверны, в отношении каждого элемента, составляющего рацион питания, установлены нормы, определяющиеся термином "физиологическая потребность". Т. е. совершенно четко установлено, какое количество углеводов, кальция или, к примеру, фолиевой кислоты должен получать организм человека данного возраста, дабы это не приводило к развитию болезней, связанных с недостатком какого-то конкретного элемента. Для ребенка первого года жизни физиологические потребности меняются с каждым месяцем, и адекватно изменяться в соответствии с этими потребностями может только материнское молоко — это аксиома и важнейший аргумент в пользу именно естественного вскармливания. Но... Молока у нас нет. Пытаемся найти разумную альтернативу. Находим: адаптированная смесь. Более того, оказывается, что ученые, работающие в области детского питания, и производители смесей отдают себе отчет в том, что без коррекции состава смесей в течение первого года жизни удовлетворить меняющиеся физиологические потребности невозможно — обязательно в отношении какого-либо элемента возникнет недобор-перебор. Развитие серьезных заболеваний маловероятно, но зачем же рисковать... С учетом этого создаются смеси, последовательно сменяющие друг друга. Зарубежные производители в основном пошли по пути, который разделяет питание на 2 этапа — до и после 6 месяцев. Стандартная смесь, все тот же "Нан", и последующая формула "Нан-2" — для тех, кому за 6. Очевидно, что во втором "Нане" осуществлена соответствующая коррекция состава. Отечественные производители пошли несколько другим путем, по мне, — так вполне рациональным: "Малютка" — до 2 месяцев, "Малыш" — после 2 месяцев. Итак, нам 4 месяца. И дитя очень-очень жалко, потому, что оно ест одну "жиденькую смесь". Уже и не важно, что растет и развивается дитя нормально, что нет у него особых проблем. Просто уж очень хочется, чтоб был как все... Что мы можем предложить лучше, чем смесь? Дадим кефир, или овощной суп, или овсяную кашку на молоке? Но в любом из перечисленных продуктов не будет всего того, что есть в адаптированной смеси, — это совершенно однозначно. Следовательно, мы заменим несколько кормлений, да плюс к этому начнем кормить дитя витаминами, дабы исключить дефицит — какого витамина, насколько выраженный дефицит — этого мы знать не будем, но давать будем. Неудивительно в этой связи, что в моей повседневной практике гипервитаминозы встречаются намного чаще, чем гиповитаминозы. Почему же все-таки нам в голову постоянно приходит мысль, что к смеси обязательно (!) надо что-то добавлять. Во-первых, потому что, как Вы пишете "да, там есть все необходимые витамины и микроэлементы, но ведь если взрослого кормить одними витаминами в капсулах, то он если и проживет, то недолго...". Но мы ведь уже отметили, что там ГЛАВНОЕ — это все-таки не витамины, а белки, жиры углеводы. Во-вторых, в нашем сознании прочно укоренилась уверенность в том, что разнообразное питание — это полезное и здоровое питание. И, по этой логике, нельзя быть здоровым, употребляя одну смесь. Это преогромнейшее заблуждение. Кит, который весит 100 тонн, ест один планктон, рацион большинства биологических видов очень узок, и человек не исключение. В-третьих, все эти многочисленные красивые-прекрасивые баночки-пакетики-коробочки позволяют нам материально реализовать свою любовь, ведь нам ничего для дитя не жалко. И, наконец, в-четвертых, мы постоянно слышим о необходимости соков, пюре, разнообразии питания и не можем понять, что все вышеупомянутые баночки-коробочки — это многомиллиардный бизнес. Да что ж тут комментировать? Я наблюдал больше сотни детей, которым родители не могли до года дать ничего, кроме адаптированной смеси, — все остальное вызывало аллергию. Страдали, главным образом, родители, поскольку на росте и развитии ребенка это не отражалось совершенно, да и не могло отразиться, ибо если родители могут позволить приобрести для своего ребенка качественную адаптированную смесь, то они же (родители) должны отдавать себе отчет в том, что эта смесь заведомо лучше, полезнее, безопаснее любого супа, любой каши, любого пюре. И ответить на вопрос "почему все-таки искусственникам рекомендуется раньше начинать давать прикорм, в чем разница, если хорошая смесь максимально приближена к материнскому молоку?" я не могу, ибо с такой точкой зрения совершенно не согласен. Лучше бы мы рассуждали так: ребенок не видит нормальной еды — материнского молока. Получает некий суррогат, якобы молоко заменяющий, но это ЛУЧШЕЕ из того, что мы можем ему предложить. Так давайте подольше будем давать ему одну лишь хорошую смесь, дабы не усугублять "ненормальность" питания еще и экспериментами. А "живые витамины" — это не сказка, сказки ведь добрые. Это все тот же бизнес, миллионы зеленых бумажек, которыми мы ставим жирные галочки на собственной совести, ящиками закупая вначале "живые витамины", затем линексы-бактисубтилы, чуть позже тавегилы-супрастины и т. д. Всего доброго. Очень надеюсь, что моя аргументация покажется Вам убедительной. Комаровский Евгений Олегович.

Комаровский Е. О.

Комментарии 6

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
3D-МАМА
30/08/2013 02:40

3D-МАМА Украина, Киев

Только Доктор ответил на вопрос о прикорме в 101-ый раз, как очередная "Mawkin Россия, Москва" тут же задает его во 102-ой раз. Люди вообще читать не умеют. Совесть-то иметь надо. Не всякие нервы такое выдержат...
11
Марина
06/01/2016 12:30 #

Марина Россия, Нижнекамск

Когда дочке было 3,5 месяца, у меня пропало молоко (это я сейчас про лактационный криз знаю и как надо действовать имею представление). Мама тут же принесла банку смеси. Развели накормили и муж ушёл с ней гулять. Принёс домой через час, она с ног до головы была красная - аллергия на смесь, отпоили водой, дали антигистамин, смесь я выкинула, приложила к груди, вроде все наладилось. Через месяц та же моя мама настояла на овощном прикорме. И началось! На самые простые кабачки аллергия, из каш до сих пор только рис и гречку ест, яйца не даём вообще. Дочке 1,10, через полгода в садик. Как её там кормить будут, если ничего нельзя, я не знаю. Сейчас уже второго через месяц рожать, решила, что маму с её советами буду посылать вежливо, но подальше. И муж согласен, говорит, что одного аллергичного ребёнка достаточно
Mawkin
13/03/2013 08:03 #

Mawkin Россия, Москва

Здравствуйте, уважаемый Евгений Олегович! Моему сыну 4 месяца. Мы на искусственном вскармливании. Были недавно у гастроэнтеролога сдавали анализы на перевариваемость. С анализами все хорошо. Только много газов, но малыша не сильно это беспокоит. Но и гастроэнтеролог и педиатр говорят, что с 4,5 мес. нужно вводить прикорм и начинать с овощных пюре. Введение прикорма объясняют тем, что очень большая тенденция роста детей к аллергиям, поэтому особенно для искусственников должен быть ранний прикорм. Подскажите пожалуйста, как же все таки быть? Заранее спасибо. С уважением, Мария.
1
Юлла
17/01/2013 23:29 #

Юлла Россия, Москва

Нина,почитайте блог доктора о прикормах,в частности "5 заповедей прикорма". Ведь не для того он пишет блог и отвечает на письма,чтоб потом его время отнимали на те вопросы,на которые он уже отвечал.
Гость
05/06/2010 16:24 #

Гость

Здравствуйте,Евгений Олегович.Доченьке,Таисие, через неделю 7 месяцев.Кормлю грудью.С 6 месяцев начала пробовать вводить пюрешки.Что бы я не пробовала,отказывается от всего!!!Кабачки,брокколи,тыква,морковка,яблоко,банан-ничего не ест!!! Смыкает губы,отворачивается,начинает капризничать.Только печенье детское любит,и то по чуть-чуть его ест.Попробовала каши-та же история...
Вроде,пора уже,первый зубик вылез...
Да и самой уже хочется ей что-нибудь вкусненькое дать,что ей понравится.
Посоветуйте,пожалуйста,стоит ли "заставлять" ее есть,или просто ждать,когда ей самой захочется?...Заранее спасибо.
Гость
16/08/2009 02:52 #

Гость

Здравствуйте, уважаемый Евгений Олегович! Моей дочке,Настеньке, 4 месяца.Врач сказала кормить кисломолочной смесью, по результатам анализа нет ферментов для переваривания молока. С месяца кормлю "Нутрилаком кисломолочным "+ "Нутрилак с пребиотиками" 2 раза в день. В 3 месяца врач посоветовала одно кормление заменить" Малышом". Две недели все было хорошо,но после появления 2-х зубов и прививки появилась аллергия. Я давала 3дня Кларетин в сиропе, кожа очистилась. Но я теперь не знаю чем ее кормить, в магазин не привезли нашу смесь, может попробовать смесь на козьем молоке или на нее тоже может быть аллергия?

Скачивайте наши приложения