Здравствуйте, Евгений Олегович!

Прежде всего, спасибо вам за ваши передачи! Всегда смотрим их вместе с женой, стараемся всегда следовать вашим советам, благо что живем мы далеко от бабушек, и делать это нам не сложно.
Дело в том, что живем мы в Европе, а точнее в Бельгии. Заметили, что советы врачей тут чаще совпадают с вашими советами, чем в России. Например, когда мы приходили к врачу с ОРВИ, он не выписывал... ничего. Но все же многое в отношении здоровья тут противоречит вашим советам, и мне очень хотелось бы узнать - почему. Думаю у вас много фанатов за рубежом, которым это тоже было бы интересно. Тем более я - папа, а вы всегда говорили, что вам нравится, когда папы тоже интересуются здоровьем ребенка, так что надеюсь, что вы мне ответите, тут или в своем блоге…

Итак

1) Тут всех детей всегда сажают попой на пол - сами учителя, в школе и в детском саду. Причем не на какой-то теплый пол, а на самый обычный кафель. Причем они к этому так привыкают, что лет до 20 продолжают так же поступать - могут сидеть на улице на холодных камнях, или в магазине сесть на пол, чтобы померить обувь. Вы же всегда говорили, что сидеть на холодном нельзя.

2) Дети с ОРВИ тут всегда ходят в школу (а школа тут с 2.5 лет) и заражают друг друга. Никакого контроля за этим нет, никто больного ребенка домой не отправит. Вы вроде бы говорили, что при болезни лучше избегать контактов с детьми некоторое время. Или я что-то не так понял?

3) Все - и дети и взрослые - почти всю осень и зиму ходят с насморком и это считается нормальным. Все дети в школе тоже ходят с соплями.

4) Самое смешное для меня - они считают что кока-кола не вредная, пьют ее все и всегда, и даже утверждают, что она помогает, когда болит живот.

5) Все, и взрослые и дети, ходят к одному домашнему врачу, специалисту на все руки. Он и горло лечит, и анализы берет и даже гинекологический осмотр провести может. Правда, конечно, если что-то действительно серьезное - то отправляет уже к специалисту. Вроде бы вы говорили, что лучше сразу ходить к узким специалистам, или нет?

6) Практически никогда не предлагают взять анализ мочи или крови - при обычных болезнях типа ОРВИ и ангины. Вы вроде говорили, что даже здоровым детям полезно сдавать время от времени анализы? Тут нам предложили сдать их только когда ребенок начал очень часто болеть и мы запаниковали. Правда в анализах ничего не нашли, видимо ребенок так часто болел, потому что она одновременно переехала в другую страну и пошла в дет. сад - то есть это было вполне нормально. Ну и тогда мы еще не следовали вашим рекомендациям :) Сейчас все намного лучше.

Хотелось бы еще услышать в одной из ваших будущих передач тему про воспитание ребенка в многоязыковой среде, когда ребенку надо учить сразу несколько языков - или как у нас, когда дома говорим на русском, а вне семьи ребенку надо говорить на нидерландском, или когда у папы и мамы разный родной язык. Думаю что среди ваших зрителей таких семей тоже хватает.

Заранее спасибо за ответ.

Best Regards, Denis

опубликовано 01/03/2013 15:17
обновлено 02/03/2016
Переписка, Мир детства

Здравствуйте, Денис!

Спасибо за интересные вопросы и добрые слова. Давайте отвечать по порядку...

Итак,

1. Тут всех детей всегда сажают попой на пол — сами учителя, в школе и в детском саду. Причем не на какой-то теплый пол, а на самый обычный кафель. Причем они к этому так привыкают, что лет до 20 продолжают так же поступать - могут сидеть на улице на холодных камнях, или в магазине сесть на пол, чтобы померить обувь. Вы же всегда говорили, что сидеть на холодном нельзя.

Давайте попытаемся теоретически обосновать: почему все-таки нельзя сидеть на холодном?
При контакте двух тел с разной температурой происходит перенос тепла от более теплого тела к более холодному. Этому нас учили в школе. Если человек наступил ногой на холодное, то нога реагирует совершенно определенным образом: возникает спазм сосудов кожи, соответственно количество крови, которое поступает к коже ноги, резко уменьшается. Как следствие снижается температура кожи ноги, и количество тепла, которое теряет организм человека, в свою очередь уменьшается. Это вполне понятный физиологический механизм обуславливает возможность людей вообще и человеческих детенышей в частности довольно-таки долго ходить босиком без какого-либо вреда для здоровья.
Еще раз обратим внимание: человеческая стопа анатомически и физиологически приспособлена к тому, чтобы контактировать с холодом. Нет таких контактов (с рождения всегда носочки, обувь, ковровые покрытия, теплый пол) — сосуды теряют способность быстро ограничивать кровоснабжение, и мокрые ноги (вариант — холодный пол) приводят к переохлаждению и провоцируют проблемы со здоровьем.
Теперь попытаемся представить себе, что произойдет, если с холодным будет контактировать попа. Понятно, что кожа в области ягодиц тоньше и нежнее, чем кожа стопы. Тем не менее, от непродолжительного контакта с холодным ничего опасного не произойдет — сначала возникнет спазм сосудов кожи, затем спазм сосудов мышц. Уже на этапе спазма сосудов кожи человек начнет испытывать реальный дискомфорт, поэтому он (человек с замерзшей попой) с холодного встанет, т.е. никаких реальных опасностей нет.
Так что, получается, они, там, в Европе правы?
В большинстве случаев да.
Тем не менее, длительный контакт кожи ягодиц с холодными предметами, которые имеют большой размер и высокую теплопроводность (ну, например, гранитные ступеньки возле входа в музей) способен приводить к серьезному локальному переохлаждению и провоцировать спазм сосудов не только кожи и мышц, но и мочевыводящих путей, половых органов. А локальное переохлаждение седалищного нерва — это вообще отдельный риск.
Но еще раз обращаю внимание: для того чтобы риск возник, необходимы несколько условий:

  • голая или малоодетая попа;
  • контактирующий с этой попой крупный холодный предмет с высокой теплопроводностью;
  • длительное время контакта.

Уменьшить риск можно. Для этого следует с малолетства (точнее, уже с этапа ползания) тренировать сосуды ягодиц, допуская эпизодические контакты с холодным полом, но продолжительность контактов контролировать. Опять-таки совершенно очевидно, что температура пола (даже необогреваемой кафельной плитки) несопоставима с таковой у ночевавшей под открытым зимним небом металлической скамейки.

Два нюанса, чисто европейских.
Во-первых, мне кажется, что в большинстве европейских стран немного теплее, чем на большинстве российских территорий, и прямое сопоставление привычек жителей Брюсселя с привычками жителей Красноярска не вполне корректно.
Во-вторых, современная Европа ничего не имеет против использования одноразовых подгузников, а у нас не только бабушки, но и многие врачи поют песни о перегреве яичек и других страстях. А ведь одноразовый подгузник — очень даже неплохой теплоизолятор. Согласитесь, что сидеть на кафеле в подгузнике или в мокрых трусах — это немножко разные вещи, а у европейцев не принято считать неполноценным трехлетнего ребенка в одноразовом подгузнике.
В большинстве случаев наши родители анализировать и учиться не очень-то хотят. И эти разговоры про сосуды, теплопроводность, физиологические механизмы, контроль времени и т.д. и т.п. — все это нудно и не интересно. Зачем тратить время на разбирательства, если по телевизору показывают очередной сериал о несчастной любви!
Поэтому от меня, как от врача, хотят прямого ответа: так можно или нет ходить по холодному? Так можно или нет сидеть на холодном?
В первом случае я предпочитаю говорить «да», а во втором — «нет».
Но здравый смысл — он или есть или нет. Если есть – так будет, как в Европе...

***

Продолжаем. Ответ на вопросы 2 и 3 мы, пожалуй, объединим:

2) Дети с ОРВИ тут всегда ходят в школу (а школа тут с 2.5 лет) и заражают друг друга. Никакого контроля за этим нет, никто больного ребенка домой не отправит. Вы вроде бы говорили, что при болезни лучше избегать контактов с детьми некоторое время. Или я что-то не так понял?

3) Все - и дети и взрослые - почти всю осень и зиму ходят с насморком и это считается нормальным. Все дети в школе тоже ходят с соплями.

Главное, что следует понимать: реальная угроза здоровью наших детей исходит не от респираторных вирусов, а от способов лечения детей с ОРВИ. Если каждые сопли — повод уложить ребенка в кровать, обмазать жиром, поставить горчичники, закрыть окна, накормить поплотнее, дать отхаркивающее, сосудосуживающее, противоаллергическое, жаропонижающее, противовирусное, антибиотик, что-нибудь для кишечника, ну и заполировать все это сосательными таблетками для горла и свечами, которые, будучи засунутыми в попу, повышают иммунитет — так я не хочу таких соплей. И я всячески буду советовать ограничивать общение здоровых и сопливых, потому что в результате ребенок заболеет ОРВИ не 8 раз в год, а только 6 — так это значит, что он съест за год не 8 порций всей этой безумной дряни, а только 6.
А теперь только представьте себе, в какие условия попадает сопливый ребенок в нашем детском саду, в нашей школе: сухой и теплый воздух, гулять не получается, проветрить помещение — да ни за что (Васю продует), в туалете воняет хлоркой, кто не доест кашу — тот очень плохой ну и т.д. И что будет с сопливым ребенком, который вспотеет и заснет в спальне с влажностью воздуха 25% и температурой 25°С? Правильно — сопли засохнут и он подышит открытым ртом. А потому будет 2 недели мучительно кашлять, пытаясь избавиться от засохшей в легких мокроты! А его будут лечить от бронхита уколами, муколитиками, массажем, ингаляциями гормонов и т.д.
И если у меня есть надежда на то, что дома будет иначе — что никто не будет пичкать лекарствами, что напоят, увлажнят и проветрят комнату, что пойдут гулять — так, конечно, я буду советовать побыть дома и в эти убивающие здоровье детей детские учреждения не ходить.
Резюме: хочу в такую Европу, где ОРВИ не рассматривается в качестве повода для спасения, где родители не пытаются поставить галочку на собственной совести, засовывая в дитя лекарства, а врачи и фармацевты не назначают и не продают сотни наименований лекарств с недоказанной эффективностью. Хочу в такую Европу, где сотрудники школ и детских садов всего-навсего выполняют требования национального законодательства, которое регламентирует параметры воздуха в помещениях и режим прогулок. И в такой Европе я совсем не против того, чтобы дети с ОРВИ общались друг с другом, а их родители в это время, обеспечивали этим детям светлое будущее.

***

Веселый вопрос номер 4:

4) Самое смешное для меня - они считают, что кока-кола не вредная, пьют ее все и всегда, и даже утверждают, что она помогает, когда болит живот

Судя по их продолжительности жизни и по их детской смертности — кока-кола не очень-то на них влияет...
Сразу же замечу, что писать о кока-коле никакого особого желания нет — прежде всего потому, что любое упоминание торговой марки сразу же вызовет поток писем. Если скажешь, что это хорошо — значит тебя купила кока-кола, если скажешь плохо — значит продался либо пепси-коле, либо вообще лимонаду.
Тем не менее, я ну совершенно ничего плохого в кока-коле не вижу. Кроме одного: огромного количества сахара. Т.е. ребенок получает концентрированную энергию в виде легкоусваиваемых углеводов и эту энергию надо тратить. Понятно, что безопасное применение кока-колы (как и любого другого сладкого напитка) требует двух предварительных условий: во-первых, отсутствие лишнего веса и, во-вторых, присутствие возможностей для физической активности.
Во время болезней, при наличии обезвоживания, при развитии ацетонемического состояния, при отсутствии возможностей для полноценного питания — ребенку совсем не помешает «концентрированная энергия в виде легкоусваиваемых углеводов». Конечно, средство для пероральной регидратации — эффективнее и безопаснее. Но если этот полезный порошок ребенок пить отказывается, а кока-колу согласен! Так почему бы и нет... И оказывается, что для ребенка с повышенным уровнем ацетона своевременно выпитый стакан кока-колы вполне может оказаться лекарством, которое позволит избежать стационара и капельниц. Только надо напрячься, почитать про этот самый ацетон и разобраться что к чему.
В общем, не надо перегибать палку. Создайте условия для того, чтобы дети занимались спортом, и пусть себе пьют кока-колу. А родители на то и нужны, чтобы ограничивать детское «хочу» взрослым здравым смыслом.
Добавлю только про самое смешное для меня...
Самое смешное для меня состоит в том, что взрослые дяди и тети, которые курят, пьют, не пристегиваются ремнями безопасности, переходят дорогу на красный свет, килограммами жрут сами и засовывают в детей бредовые лекарства, — так вот именно эти дяди и тети с выпученными глазами и пеной у рта рассказывают о вредности кока-колы, прививок, ГМО и одноразовых подгузников.

***

5) Все, и взрослые и дети, ходят к одному домашнему врачу, специалисту на все руки. Он и горло лечит, и анализы берет и даже гинекологический осмотр провести может. Правда, конечно, если что-то действительно серьезное - то отправляет уже к специалисту. Вроде бы вы говорили, что лучше сразу ходить к узким специалистам, или нет?

Вот здесь точно вы на меня наговариваете. У меня даже целая статья есть под названием «Узкий специалист», и в ней рассказывается о том, что без узких специалистов в большинстве случаев можно обойтись.
Семейный врач — это отлично, это удобно людям и выгодно государству. И современная методика преподавания медицины обеспечивает абсолютно реальную возможность подготовки специалиста, который может полечить желтуху новорожденному, расписать график прививок, научить правильному прикорму, подсказать методику контрацепции, полечить папе гипертоническую болезнь, маме цистит, а бабушке холецистит...
Нашему государству невыгодно вкладывать средства во врачей — в их подготовку, в их благосостояние. Наше государство любит строить огромные центры и покупать дорогое оборудование, а люди — те которые лечат и те, которых лечат — на них чиновники много заработать не могут, от них вообще одни неприятности (чиновникам от людей, людям от чиновников). Поэтому во всем мире главное в медицине — это врач, а у нас — конкретный дядя или конкретная тетя (иногда с медицинским дипломом, а иногда даже профессор), которые распределяют финансовые потоки.

***

6) Практически никогда не предлагают взять анализ мочи или крови - при обычных болезнях типа ОРВИ и ангины. Вы вроде говорили, что даже здоровым детям полезно сдавать время от времени анализы?

Зачем делать анализы при очевидном и понятном диагнозе? Анализы — это ведь не самоцель, они должны быть действительно необходимы, должны оказывать влияние на тактику лечения.
Почему я направо и налево советую всем делать общий анализ крови? Да прежде всего потому, что это может убедить вас, а в некоторых случаях и вашего врача в том, что не надо именно сейчас, на второй день соплей назначать антибиотики. В подобной ситуации анализы — это всего лишь способ оградить себя от неадекватных врачебных назначений.
Тем не менее эпизодически контролировать состояние здоровья - это вполне нормальная практика. Клинический анализ крови перед началом вакцинации, перед детским садом, перед школой, перед свадьбой — очень даже не помешает.
Так что с их европейской тактикой я очень даже согласен. Понятно — лечи, непонятно — обследуй. И опять-таки следует понимать, что в цивилизованном мире трудно себе даже представить ситуацию, при которой врач, направивший пациента в лабораторию на анализ, получает 10—20% от суммы, потраченной пациентом в этой лаборатории. А у нас эта абсолютно криминальная ситуация — повседневная практика.

***

И последнее, про воспитание детей в многоязыковой среде. Это уж точно не мой профиль, и передачу на эту тему я снимать не буду. Меня уже в принципе достали наши сограждане, которые пишут мне десятки писем о том, что я не имею права снимать программы о прививках, поскольку я не иммунолог, не могу говорить про ГМО, так как я не генетик, не могу даже заикнуться о воспитании детей, поскольку я не психолог, не могу рассказывать о грудном вскармливании, поскольку у меня нет груди и т.д.
Так что лезть в огород к филологам и педагогам — не очень-то и хочу...
Скажу лишь, что по моему опыту общения с многоязычными семьями, я вижу полное отсутствие проблем тогда, когда ребенок четко привязывает определенный язык к конкретному человеку или конкретному месту: мама — русский, папа — французский; дома — русский, в детском саду — английский и т.д. В подобной ситуации дети очень быстро переключаются и всё прекрасно...

Спасибо за интересные вопросы, удачи вам и всего доброго!

Комаровский Е. О.

Комментарии 30

Для того чтобы оставить комментарий, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Лучший комментарий
Михаил Каганский
03/03/2013 02:31

Михаил Каганский Россия, Хабаровск

Как-то так получается, что комментарии здесь большей частью сконцентрировались на последнем разделе. И несмотря на то, что лично мне все вопросы и ответы были очень полезны, хочу продолжить тенденцию :)

12 лет назад я впервые услышал от японцев, которые вели у нас курсы, что у них принято постоянно (раз в 3-4 года) переводить работника с одного отдела в другой. В то время я очень засомневался в целесообразности этого подхода. Так ведь человек не станет специалистом, а постоянно будет дилетантом во всех областях.

И только потом, анализируя свой личный опыт, я начал понимать, что в этом есть глубочайший смысл. Изучая какую-то отрасль знаний, мы теоретически касаемся разных методов решения проблем, принятых в этой отрасли. Затем мы попадаем в коллектив, чаще всего со сложившимися устоями и подходами, и решающий обычно какой-то узкий круг задач из того, что мы изучали. И мы постепенно впитываем эти подходы к решению, как если бы они были единственно возможными.

И ещё мы зачастую не охватываем сознанием всё то, в чём принимаем участие. Проектируя здания, мы не участвуем в их строительстве или продаже, в их эксплуатации. Леча сердечно-сосудистые заболевания, мы перестаём видеть кожные или ЛОР. Будучи педагогами, мы перестаём понимать электриков. Замыкаясь в своей отрасли, мы "становимся специалистами" в ней, но при этом всё больше отдаляемся сознанием от других частей общества.

И это кажется разумным. Ведь нельзя объять необъятное! Если пытаться знать всё, не будешь знать ничего!

И этот подход создаёт то, что мы видим вокруг. Те самые некомпетентные "специалисты", которые встречаются на каждом шагу, это не только троечники. Это ещё и люди, которые разучились видеть явление в целом, смотреть на него с разных сторон, подходить к проблеме творчески.

И если хороший инженер решил бы вдруг переквалифицироваться в сисадмины, то он через энное время с удивлением осознал бы, что, оказывается, часть решений его прежнего места работы можно было бы перерешать иначе, понимая изнутри суть автоматизации. А его опыт полезен здесь, где его коллеги кроме компьютеров ничего не видят, и поэтому не понимают, в чём реальные проблемы пользователя (ведь пользователь зачастую не способен грамотно сформулировать свои проблемы, а он, "бывший пользователь", теперь это может). А врач, заинтересовавшийся математикой, мог бы вдруг понять, что те закономерности, которые он заучил и использует в работе, кроме всего прочего, ещё и ЛОГИЧНЫ, и увидев эту логику, смог бы яснее понять процессы в нестандартных случаях. Даже если не действовать так кардинально, монтажник фирмы, которого перевели бы в абонентский отдел или в техподдержку той же фирмы, и сам бы расширил своё понимание всей работы в целостности, и привнёс что-то новое. И такой специалист на самом деле становится профессиональнее, чем его коллеги, остающиеся на одном месте. Он сможет сделать ту же работу, но уже глядя на неё шире.

К чему это я? К стереотипу. Если человек - педиатр, нечего ему лезть в генетику. Мы будем искать генетика. Ну и что, что он настолько узок, что не способен видеть реальность, а только маленький пятачок, освещённый его опытом. И семейный врач - это что-то такое... наверное, непрофессиональное. Каждый должен копаться в своём органе.

Да, общая сумма знаний человечества огромна. Но есть достаточно компактное ядро этих знаний, которое МОЖЕТ поместиться в нас рядом с ещё парой-тройкой специальных разделов. И это лучше, чем один спецраздел и маленький кусочек ядра, оставшийся после длительного неиспользования остальных его кусочков, который даже не может помочь в обычных житейских проблемах. И мнение людей, имеющих ШИРОКИЙ кругозор, обычно гораздо ценнее, чем мнение узкого специалиста. Да и практика это подтверждает. Любой руководитель сталкивается с гораздо более широким кругом вопросов, чем рядовой исполнитель. Поэтому успешно руководят (да и просто успешно живут, ведь жить - это руководить хотя бы собой) те, чей кругозор не превратился в микроскоп.
12
retyshka
29/06/2014 12:27 #

retyshka Россия, Новосибирск

кстати, насчет кока-колы... Случайно обнаружила на себе, что прохладная, хорошо газированная кока-кола вмиг снимает приступ изматывающего кашля при ларингите
Лера
29/06/2014 12:12 #

Лера Германия, Berlin

Это европейский-бельгийский подход, в Германии есть отличия.
iramb
25/03/2013 03:25 #

iramb Германия, Frankfurt am Main

Спасибо огромное Евгению Олеговичу за подготовку к восприятию европейской действительности! Но все-таки вся моя сущность протестует при виде постоянно сопливых детей, кашляющих ,как курильщик с огромным стажем , температурящих и, при этом, как ни в чем не бывало посещающих детский сад и общественные места! Не говоря уже о педикулезе - вполне нормальном явлении по местным меркам (германия , франкфурт) . И способе лечения: если не спарализует- то пройдет! Я совсем не сторонник медикаментозного лечения ОРВИ , но и применение выражения , что европа - это место, где торжествует здравый смысл- готова оспорить! И уж тем более в медицине!!! Я оговорюсь, что это для простых смертных и не имею ввиду частные клиники. Очень жаль, что мы семимильными шагами движемся к европейской медицине , качественная она и здесь - не для всех! А главное та поспешность с которой все делается и особенности национального характера (невозможность и шага ступить без взяток, организации междусобойчиков) приведет уж точно не к здравому смыслу... Жаль то, что разруушено: замечательная система Семашко!!! И самые лучшие в мире наши врачи, той, старой школы....
3
Найля
15/03/2013 18:48 #

Найля Казахстан, Алматы (Алма-Ата)

Спасибо Вам огромное Евгений Олегович!
1
Фунтик
13/03/2013 17:52 #

Фунтик Украина, Александрия

Евгений Олегович! Спасибо Вам большое за ваши труды! Мы, мамочки и наши семьи, очень ценим все, что Вы для нас делаете! И не обращайте внимание на те письма, в которых Вам указывают, что Вы где-то что-то не имеете права! Вы замечательный, умный и адекватный врач и человек! Вы существенно облегчаете нашу жизнь, просветляете нас во многих вопросах! Что бы мы без Вас делали??? Здоровья вам и вашей семье на долгие, счастливые годы! Пусть хранит Вас Господь!
3
ludasik
11/03/2013 20:53 #

ludasik Украина, Новоайдар

Спасибо доктор! Благодаря Вам мы здоровы!
МамаСветы
10/03/2013 19:06 #

МамаСветы Россия, Пятигорск

Евгений Олегович!!! Огромное спасибо и низкий поклон за Ваши многочисленные и нужные труды!Ведь информацию, которую Вы нам, родителям, преподносите "на блюдце", и бесплатно, нигде больше не получим. Нашим врачам некогда, да и в большинстве случаев,они некомпетентны даже в своих прямых обязанностях, не говоря уже о ГМО, прививках и т.д. С огромным удовольствием смотрю, слушаю, читаю ваши советы и не перестаю удивляться глубоким знаниям и огромному опыту!Крепкого Вам здоровья, Евгений Олегович!
Mikha
07/03/2013 09:31 #

Mikha Украина, Киев

Lelik,но это не так уж и плохо. У нас, к сожалению, часто врачи не могут к действительно больному приехать, пока все ложные вызовы объездят.
Lelik
06/03/2013 10:39 #

Lelik Бельгия, Hooglede

Хорошо там где нас нет. Да живем мы в Бельгии (дочь 4 года). Денис писал много, но а сколько он всего не написал. Самое шокирующее что нельзя вызывать скорую, так как прийдётся потом оплачивать большой счёт за ложный вызов, потому что приедит реанимация.... а реанимация спасает людей уже с того света. И на мой вопрос что мне делать если у ребенка будет температура 40, на меня посмотрели как на глупую и сказали - в ВАННУ прохладную.
4
ВиМ
04/03/2013 19:40 #

ВиМ Украина, Киев

Евгений Олегович! Вы прекрасный педагог, то что Вы делаете - это неоценимо.
А филологам и педагогам, которые не способны донести и сотой части того что Вы доносите... им как раз в огороде самое место:)
Вы излагаете весьма здравые вещи, дай бог современным психологам их осилить
9
Nadiya
04/03/2013 13:39 #

Nadiya Швеция, Stockholm

как только забеременела, накупила книг Комаровского. Читала мужу. Рожала в Швеции, и утверждения автора подтверждалось местными педиатрами, к моей большой радости, и в противовес страхам наших бабушек. Муж сначала напрягался, а сейчас согласен с таким воспитанием, и даже гордится тем, какие мы прогрессивные, и что важнее здоровые. В общем спим круглый год с открытым окном, ходим босиком и купаемся в прохладной воде. Ребенку второй год, ни разу не лечились, потому как само проходит раньше, чем успеваем добраться до врача. Кстати, здесь врачи говорят, что болезни не от холода, а от инфекций ). Пупок ничем не мажут, если не покраснело вокруг (может плохо пахнуть, не обращайте внимание). В воду для купания ничего не добавляют (еле уговорила бабушку не переживать с марганцовкой). Правда здесь в принципе воду из под крана пьют все, и не кипятят. После перенесенной всей семьей инфекции (ребенок два дня кашлял по три раза в отличии от нас) сходили к врачу, малыш прижимал ушко плечом и тревожно спал. Врач заглянул в ухо, послушал легкие, и сказал, что если не болит то лечить не будем. Оно и прошло. В год в Украине пришла к педиатру, который лечил еще меня, в круглыми глазами, мы ведь не были ни у невропатолога, ни у хирурга, ни у ортопеда... И услышала вопрос точь в точь как у нашего педиатра в Швеции: "А вам зачем?" Я когда в Швеции пыталась уговорить нашего педиатра направить нас к ортопеду, потому как как то несимметрично малыш ползал, и я думала а вдруг дисплазия, может нужен рентген? Меня стали тестировать на предмет тревожности и наличия полеродовой депрессии, и спрашивать, а не тревожится ли и мой муж за компанию (наверное выясняли есть ли хоть один адекватный взрослый в семье). И в аптеке без рецепта купишь разве что аспирин и леденцы. Прививать начинают с 3 - 6 месяцев. Но если едешь в восточную Европу, рекомендуют и раньше, до поездки привиться от туберкулеза и гепатита. Но ничего лишнего ребенку ни съесть ни уколоть возможности нет )))
11
Маринка
03/03/2013 19:59 #

Маринка Казахстан, Алматы (Алма-Ата)

"Меня уже в принципе достали наши сограждане, которые пишут мне десятки писем о том, что я не имею права снимать программы о прививках, поскольку я не иммунолог, не могу говорить про ГМО..."
Вот-вот. В итоге мы и ходим с детьми к педиатру исключительно для того, чтобы узнать свой рост и вес, поскольку ни в одном другом вопросе он некомпетентен - "идите с вашей соплёй к лору, с прыщом на попе к дерматологу, а с двухдневным запором к гастроэнтерологу, проктологу и аллергологу на всякий пожарный. И вообще что-то он у вас кричит, когда я его на весы кладу - сходите еще к невропатологу, пусть он вам внутречерпное поставит, гипоксию и еще может чего найдет, ну и медотвод от всех прививок даст на полгодика как минимум, и укольчики в попу назначит". Благодаря ЕОК хоть узнали, что педиатры могут быть не только статистами в наших поликлиниках.
8
Иришка
02/03/2013 23:03 #

Иришка Россия, Александров

Отличные вопросы! Блестящие ответы! Автору письма и Евгению Олеговичу большое спасибо!
PaLiTrA
02/03/2013 15:02 #

PaLiTrA Россия, Воронеж

vernavik, было бы логично, может быть, если бы вменяемые вирусологи с иммунологами занимались общественно-просветительской работой на том же уровне, что и Комаровский Е.О. А требование немедленно прекратить писать и говорить, дабы народ слушал всяких Червонско-котоков - спасибо большое, мы послушали, теперь лучше послушаем педиатра Комаровского. Frog, +1
1
Мила
02/03/2013 14:02 #

Мила Россия, Чебоксары

Elmirka из Австрии))) Я бы тоже надавала дурным родителям тумаков!)))Сердце кровью обливается, смотря на то, как они гробят здоровье своих детей...
1
Мила
02/03/2013 13:57 #

Мила Россия, Чебоксары

Евгений Олегович, спасибо огромное за все ваши передачи, и особенно за передачи про ГМО, прививки и т.д.!!! Спасибо!!! Спасибо!!! И еще раз спасибо!!! Ждем с нетерпением выхода ваших новых передач и книг!!! Мы вас любим!!!
1
Мила
02/03/2013 13:46 #

Мила Россия, Чебоксары

Солидарна с мнением Just_Yuliana, Frog и PaLiTrA))). Стыдно, стыдно, стыдно - быть узким специалистом, при этом не владеть достаточным уровнем медицинского образования (что конечно же не дает возможности консультировать пациентов по всем вопросам, и соответственно спрос на такого врача минимален), и осуждать того, кто владеет настоящим кладезем знаний во всех областях медицины (!!!) - и не в теории, а в результате многолетней практики! Евгений Олегович - педиатр с большой буквы, - всегда находит время на своих пациентов, на подготовку и съемки передач, на написание очень и очень нужных и жизненно необходимых людям книг...И все это за просто так!!! Просто желая помочь людям, и особенно детям, расти здоровыми! Ну, и конечно, как и всегда и везде, обязательно найдутся люди, которые дальше учебника биологии в школе в своей жизни ничего не видели и не читали (и дай Бог, чтобы еще читали), и примутся перемывать косточки великому ДОКУ, что только в очередной раз повышает его статус как талантливого врача. Ведь если бы людям было все равно, то и не высказывали бы свою отрицательную точку зрения, и не заходили бы вообще на сайт, не смотрели бы передачи, не читали бы статьи - значит, не все равно, значит Великое дело Дока задевает за живое, значит, они понимают, что Док прав, но поспорить-то надо, оскорбить талантливого человека надо, - как же без этого! Менталитет такой! Слава Богу, благодарных людей действительно намного больше!!!И нам, искренне любящим и уважающим Евгения Олеговича родителям, действительно больно за то, что в его адрес пишут нелестные завистливые комменты и письма те, кто сам в жизни вряд ли чего-то толкового добился...Извините, если кого обидела, накипело!
7
юая
02/03/2013 10:28 #

юая Россия, Будогощь

СПАСИБО Вам! И автору:))
1
Mira
01/03/2013 23:39 #

Mira Австрия, Wien

Живем в Австрии.
После переезда сюда ни разу еще не болели ничем серьезным, поэтому не знаю, как здесь лечат детишек постарше и взрослых. Маленький мой тоже всего несколько раз сопливился, поэтому нам повезло, получали лишь рецепты на сироп от кашля и жаропонижающее "на всякий случай". Конечно же, ничего этого ребенку не давали, потому что "подкованы" Доктором Комаровским. А вот у знакомых, которые все никак не хотят внимать нашим советам включить здравый смысл и перестать пичкать детей гадостями по любому чиху ситуация удручающая. Одной девочке врач при бронхите сразу же назначила антибиотики и два вида сиропа от кашля, причем эти сиропы ей назначили и в следующий раз, через пару месяцев, когда ребенок снова засопливился и начал покашливать. При этом (как я поняла по некоторым оговоркам со стороны мамы) назначили еще и какие-то таблетки, но родители нам об этом уже не рассказывают, чтобы не вызывать новых обсуждений. Да и при любых признаках намечающихся болезней вся семья дружно начинает принимать таблетки для повышения иммунитета (специально везут из России, но не буду писать названий, все и так хорошо их знают). У других то же самое! Один мальчик практически постоянно болеет, кашляет, пьет сиропы и таблетки. Дома всегда жарко, но родители не верят, что ситуация изменится, если станет прохладнее, считают, что дитя будет болеть еще чаще! Еще одна девочка, у которой очень "умная" мама, противница прививок и любительница полечиться, вообще того и гляди будет заботливо залечена по самое "не могу". А врачи назначают и назначают, лишь бы мамам с папами было спокойно!.. Я вижу подтверждение того, что врачи в большинстве своем просто видят, чего пришедшие на прием люди от них ждут - волшебную таблеточку или дельный совет. Так что, по-моему, все равно, в какой стране вы пришли к доктору, если пришли с настроем получить рецепт с длинным перечнем лекарств. Иногда хочется надавать дурным родителям тумаков, чтобы хоть немного задумались и поняли, что гробят здоровье своих детей! Жаль, но ни наши с мужем доводы, ни наш личный пример (живем практически не болея) никого не убеждают. Вообще мы у всех знакомых считаемся "странными"! Но, не смотря ни на что, все равно пытаемся поучать и частенько говорим: " А вот мы узнали от доктора Комаровского... и следуем его советам... и проверили на себе... и это действительно работает!"
СПАСИБО ВАМ, ДОКТОР!!!!!!!!!!
10
Just_Yuliana
01/03/2013 22:46 #

Just_Yuliana Бельгия, Dinant

Спасибо большое что все так грамотно и доступно обяснили. Я бы хотела так же добавить, что тут ( в Бельгии ) деток купают в обычной воде до того как отпал и зажил пупочек. И мы так делали с 3 дня жизни, все отлично. И в защиту Евгения Олеговича, я не считаю что нужно быть узким специалистом чтоб говорить о вакцинации, инфекциях, грудном вскармлевании и ГМО, такой информацией должен владеть каждый квалифицированый врач. Етому их учат в ВУЗах
10

Скачивайте наши приложения

Приложение Кроха